Для покупателя самое подходящее время купить авто – это начало года. Но с позиции продавца продажа машин не выгодна в это время года. Новый автомобиль можно приобрести со значительной скидкой, т.к. на складах дилеров скопились а/м прошлого года и поэтому они спешат реализовать их на выгодных для покупателя условиях.
Еще одна причина, почему нужно приобретать авто в начале года — возможное повышение цен на авто из-за утилизационного сбора, введенного для компенсации потерь от снижения пошлин после вступления ВТО. В первую очередь, это может сказаться на цену компактной малолитражки, т.к. снижение пошлин меньшее, чем сам сбор, а для машин с большими моторами это выгодней. Например, в 2012 году самым успешным месяцем стал февраль – россияне приобрели 206 873 автомобиля. Неудачным месяцем продаж стал ноябрь – по отношению к 2011 году роста нет.В России, 2008 год был одним из самых удачных — продажа машин составила 2,918 млн. единиц. Но это — за счет успешной первой половины года, так как осенью, в преддверии кризиса, продажи начали сокращаться. В 2009 году падение продолжилось, продажи составили всего 1,466 единиц, что на 49% ниже, чем в 2008 году. В 2010 году ситуация начала выправляться, реализация машин выросла на 30% по сравнению с 2009 годом, но количество проданных автомобилей (1,9 млн. штук) все равно было далеко от уровня 2008 года. В 2011 году российский рынок почти догнал 2008 год — 2,65 млн. проданных машин, рост — 39% по сравнению с предшествующим.
В течение последних лет лидеры на российском рынке практически не меняются. Если говорить о продажах по маркам, то лидерство удерживают производители бюджетных машин — Hyundai, Chevrolet, KIA, Renault, которые имеют производство в России. Продажи крупнейшего отечественного производителя АвтоВАЗ сокращаются, но все равно позволяют марке Lada удерживать стабильное первое место.
Что же касается европейского рынка, то он сильно сократился — до уровня, зафиксированного десятки лет назад, и, скорее всего, падение в 2013 году продолжится. Положительную динамику показывает только Великобритания. США удалось вернуться на докризисный уровень, продажи по сравнению с 2011 годом выросли на 13%. Рынок Китая растет с пост-кризисного 2009 года и в 2012 году снова стал самым крупным в мире — 14,68 млн. проданных автомобилей. Тенденция сохранится и в 2013 году. В Японии продажи выросли на 26% до 3,39 млн. — это первый рост с 2010 года.
В целом российский рынок 2012 при значительном снижении европейского вырос на 10,6%. Продажи составили 2 935 111 автомобилей и преодолели рекорд предкризисного 2008 года. Большинство автопроизводителей пошли в плюс, а самые заметные успехи, в процентном соотношении, у китайских марок Geely, Chery и Great Wall – 190, 161 и 112% соответственно по сравнению с 2012 годом.